Журнал «Директор по персоналу», №10 Октябрь 2021

Практикум
Руководитель требует уволить подчиненного. Готовый алгоритм
Марина Миронова
директор по персоналу компании «ИК ВЕЛЕС Капитал»
Из этой статьи вы узнаете:

— Как определить настоящую причину конфликта.
— Какие обстоятельства стоят за формальными причинами уволить специалиста.
— У кого собрать объяснения инцидента и когда они пригодятся.
— Какие аргументы заставят руководителя передумать по поводу увольнения.
В статье алгоритм, как действовать директору по персоналу, если руководитель требует уволить сотрудника. Когда речь о низкопродуктивных и конфликтных специалистах, HRD вмешиваться нерационально – достаточно без ошибок оформить увольнение. В остальных случаях приходится вникать в процесс, чтобы проанализировать причины разногласий, предупредить негативные последствия будущего увольнения или уладить конфликт. В этом помогут пять шагов, которые я сформулировала на основе своего опыта.
Шаг 1. Докопайтесь до реальных причин конфликта

Для начала рекомендую узнать у руководителя причину, по которой он хочет уволить сотрудника. Особенно если управленец намерен расстаться с профессионалом с высоким потенциалом. Рекомендую добиваться конкретики и не принимать отговорки в ключе: «Ведет себя не корпоративно», «Не справляется с работой», «Много на себя берет», «Спровоцировал конфликт». На этом этапе главное – не только получить четкую формулировку, но и отделить эмоции от фактов. Для этого после разговора просим руководителя представить доказательства. Например, переписку, провальные цифры по проекту, отчет с ошибками.
Дальше рекомендую поговорить с сотрудниками, которые сталкиваются по работе со специалистом, – это коллеги, внутренние и внешние клиенты, работники смежных подразделений, разработчики. Они или добавят факты в пользу увольнения, или вскроют новые грани проблемы. На этом этапе задаем уточняющие вопросы, но не даем гарантий. Еще рано принимать окончательное решение.

Как отличаются декларируемые и реальные причины увольнения



«Слабые руководители увольняют неформальных лидеров
Допустим, сотрудник стал ролевой моделью и мотивирует остальных к достижениям. При этом формальный руководитель более слабый по лидерским компетенциям или просто ленив. Такого сотрудника увольнять не стоит. Наоборот, есть смысл включить его в кадровый резерв и развивать дальше. Если же влияние неформального лидера демотивирует сотрудников и снижает качество работы, то с этим человеком необходимо как можно раньше попрощаться, даже если некем оперативно заменить. Последствия разрушительного влияния могут обойтись гораздо дороже.»
Марина Пугачева, заместитель генерального директора, HRD ГК «ОДСК»


Шаг 2. Поговорите с сотрудником, которого руководитель просит уволить

После того, как проясните причину, получите доказательства и соберете отзывы коллег, поговорите со специалистом, которого намерен уволить руководитель. Задача здесь – понять версию сотрудника и его точку зрения. Если речь о виновных действиях, обязательно возьмите у сотрудника письменное объяснение. К примеру, если человек нарушал трудовую дисциплину – отсутствовал на работе, опаздывал на переговоры или работал в состоянии опьянения, обязательно потребуйте у него предоставить письменное объяснение по ситуации. Это рекомендую сделать до наложения на работников дисциплинарного взыскания, ч. 1 ст. 193 ТК. Требование предоставить письменное объяснение послужит доказательством того, что вы разбирались в ситуации, а не слепо приняли решение по просьбе руководителя. Как составить подобный документ, смотрите в образце ниже.

Требование о предоставлении письменного объяснения



Шаг 3. Соберите доказательства и создайте комиссию

Все доказательства, которые соберете к этому этапу, рискуют быть ошибочными: мнение управленца, специалиста и коллег. Такая картина ситуации бывает неполной или искаженной эмоциями или слухами. Особенно если понимаете, что дело не идет к увольнению по соглашению сторон, а последует увольнение за виновные действия. В этом случае придется сформировать полноценную комиссию, чтобы расследовать инцидент со всех сторон, собрать документы и ссылки на локальные нормативные акты. В том числе пригодится приказ о создании комиссии, чтобы расследовать проступок.
«Выбираем меньшее из зол и констатируем управленческую ошибку
Рекомендую уволить менее ценного специалиста. При этом должны быть объективные критерии оценки. Компромиссные решения в стиле «и волки сыты, и овцы целы» — тоже подходят. Ведь главная задача — развести противников по разным углам ринга. И если ценный сотрудник согласен, то переводим его в другое подразделение. Наверняка он будет полезен и на другой позиции. Как бы ни сложилась ситуация, фиксируем управленческую ошибку. Руководитель не смог, не захотел удержать ценного сотрудника. Проводим ревизию климата в коллективе, выясняем, единичный это случай или нет, оцениваем применяемые управленческие практики. И на основе выводов определяем стратегию работы с управленцами: обучение, тренинги, коучинг, обратная связь.»
Мария Гончарова, ведущий консультант ANCOR


Шаг 4. Продумайте возможные сценарии увольнения

Предусмотрите несколько вариантов развития событий для компании: если сотрудник остается, уволится или перейдет в другое подразделение. Учитывайте все риски. Например, проблемное увольнение негативно отразится на рабочем процессе, отношениях с клиентами, сроках, бюджете проектов, качестве текущих задач. Если речь идет об увольнении по инициативе организации, учитывайте факторы, которые сужают варианты расставания.
Кроме того, рекомендую определить позицию компании в потенциальном суде. Убедитесь, что обвинения доказаны и соблюдена процедура расследований обстоятельств – у вас есть факты, объяснение сотрудника, заключение комиссии. Просчитайте, какова вероятность негативного и позитивного сценариев с учетом ситуации и личностных особенностей сотрудника.
«Ценный сотрудник компании полностью подходит под наши ДНК
У нас, если руководитель и придет с запросом на увольнение, другой управленец с радостью возьмет сотрудника к себе в отдел. Причиной ухода же может быть перегорание сотрудника на старой должности. Функцией HR в этой ситуации будет – выяснить потенциал специалиста, оценить его полезность, перепроверить ДНК и найти более подходящее новое место внутри компании. Это важно в современных условиях кадровой ямы, когда спрос на таланты намного превышает предложение.»
Лариса Зеленкова, руководитель отдела кадров компании «ВсеИнструменты.ру»



Шаг 5. Обсудите с управленцем обстоятельства будущего увольнения

После четырех шагов рекомендую снова поговорить с руководителем. Часто управленец, который стремится уволить сотрудника, действует на эмоциях и не учитывает потенциальные трудности. В этом случае отрезвляюще действует обсуждение возможных сценариев и того, что будет делать руководитель в разных сценариях.
Как компания потеряла сотрудника, но научила директора

Директору по персоналу компании «Арлифт Интернешнл» позвонил директор московского представительства с просьбой согласовать увольнение лучшего менеджера по продажам – талантливого умного переговорщика. Эта инициатива не была неожиданностью – сигналы о разногласиях между директором и менеджером поступали регулярно. От перевода в другое подразделение с релокацией менеджер отказался. Запретить директору увольнять менеджера означало – лишить его ответственности за подразделение, а для менеджера – лишить его возможности профессионально развиваться. Менеджера уволили и временно упали в выручке. Это цена, которую пришлось заплатить за обучение директора филиала. Он усвоил урок, что не давать молодым управленцам ошибаться – значит лишить их возможности получить жизненный и управленческий опыт. Кейсом поделилась директор по персоналу компании «Арлифт Интернешнл» Елена ВЛАДА.
Рекомендую не продавливать правильное решение, а предоставить возможность руководителю принять окончательное решение с опорой на факты и прогнозы. Решения сверху часто рождают противодействия из разряда: «Ничего, я еще докажу, что этот сотрудник не тот, кого из себя строит». Обозначьте, что подобные ситуации – удобный способ прокачать управленческие навыки руководителя, решить нестандартный кейс. Тогда инцидент станет точкой роста и для сотрудника, и для управленца. И в результате компания в том числе пересмотрит устаревшие или ошибочные процедуры.
«Всегда показываю расчеты, сколько будет стоить увольнение
Речь об увольнении даже самого нерадивого сотрудника, если он пойдет в суд. Если нарушена процедура увольнения, судьи даже не вникают, кто прав, кто виноват. В компании не соблюли законность, не издали нужного количества приказов, не составили акты, не собрали объяснительных — восстановите этого человека, заплатите ему все деньги, все штрафы, все налоги. Судебные издержки тяжелы не только материально, но и нервными потерями работодателя. Да еще негативный пример для других недисциплинированных сотрудников.

После решения конфликта рекомендую проанализировать ситуацию. Так она не останется случайным неприятным моментом в карьере, а успешно интегрируется в ваш опыт. Задайте себе три вопроса: насколько вы были эмоционально вовлечены в ситуацию, удалось ли ее структурировать и о каком обучении стоит подумать. Например, усилить навыки решения конфликтов или вынесения дисциплинарного взыскания. Или, может быть, не хватило финансовых знаний для оценки рисков. Любое решение позволит вам в дальнейшем грамотно поступать в нестандартных ситуациях.»
Ольга Новосадова, директор по персоналу компании «КАРКАС ГРУПП»
© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на https://kd.action360.ru
Дата копирования: 06.10.2023
Хотите получить консультацию?
Напишите нам и мы постараемся вам помочь
Made on
Tilda