Методика джоб-крафтинга предлагает три основных способа переосмысления работы: переработка задач, отношения и восприятия.
В рамках переработки задач специалист трансформирует свои ежедневные или регулярные процессы, подстраивая их под себя. В рамках переработки отношения работник переосмысливает отношение к другим людям, а в рамках переработки восприятия — к работе.
Работодатель сам может подтолкнуть работников к необходимости переосмысления работы и использовать джоб-крафтинг себе на пользу. Приведу пример из своей практики. В IT-отдел из 10 человек я хотел добавить одного-двух сотрудников, но понимал, что коллеги к появлению новичков не готовы и, кого бы я ни привел, их отторгнут или проигнорируют. Чтобы предотвратить это, мы решили дать работникам возможность изменить границы своих задач. Каждому работнику задали вопросы: «Какие задачи вас не устраивают, снижают эффективность, и вы хотели бы отдать их другому? Какие задачи, функции вы, наоборот, хотели бы приобрести, при этом вы понимаете, что справитесь с ними эффективнее коллеги или что какую-то задачу сейчас вообще никто не решает, хотя потребность назрела?
Итоги опроса были примерно такими:- 10 процентов не хотят ничего менять;
- 40 процентов готовы только избавиться от «ненужных задач»;
- 30 процентов не знают, что отдать, но им интересно взять что-то новое;
- 20 процентов понимают, «что на что» готовы поменять.
В результате мы получили некое число задач, которые никто не хотел делать. Именно для их выполнения мы и стали искать новых сотрудников. Таких «спасителей» всегда принимают хорошо. Ведь если новички уйдут, то «неугодные задачи» снова придется выполнять тем, кто от них только что избавился. Таким образом, трансформация задач «старичков» не только помогла новичкам влиться в коллектив, но и повысила эффективность работы, так как все стали заниматься тем, что им интересно. Отмечу, что, на мой взгляд, такой способ работает только тогда, когда работники хорошо знают свои обязанности, понимают, какие задания приходятся на отдел, сколько их и какова стоимость и время выполнения каждой задачи.