Журнал «Директор по персоналу», №8 АВГУСТ 2020

Обучение и развитие
Чему теперь учить управленцев. Без этих навыков руководители тянут бизнес назад
Марина Миронова
Генеральный директор «ВИ Персонал»
Из этой статьи вы узнаете:

— По каким признакам можно определить, что вы или сотрудник переживаете посттравматическое стрессовое расстройство.
— Почему не нужно бороться с тревогой и негативными мыслями, а лучше позволить им быть.
— Как помочь психике переварить травмирующее событие и вернуться к нормальной жизни.
— Почему важно сформулировать мотивацию и понять, для чего вы хотите избавиться от посттравматического расстройства.
На карантине компании принялись лихорадочно обучать руководителей управлять дистанционными сотрудниками. Казалось, главная задача — добиться, чтобы персонал слаженно работал из любого места, а управленцы для этого владели современными инструментами контроля и мотивации. После снятия карантинных ограничений эти навыки уже освоены и все мы оказались в новой реальности — сотрудники варьируют работу из дома и в офисе, а компании вынуждены корректировать годовые планы. Чему выгодно научить управленцев в такой ситуации, узнаете из статьи.
Проявлять опортунистическое видение

Чтобы управленцы добивались целей бизнеса в моменте, а не строили неисполнимые планы на долгосрочную перспективу, научите их новому типу мышления. До кризиса все мы искали руководителей со стратегическим мышлением — то есть с умением видеть развитие компании в длительной перспективе во взаимосвязи всех направлений.

На мой взгляд, в период перемен выгоднее развивать противоположный навык — опортунистическое видение, по примеру книги «Успех без стратегии» Марка Розина. Это умение увидеть возможности в текущей ситуации — как, например, использовать наработки компании, чтобы успешно реализовать возникающие возможности. Чтобы развить такой навык, внедряйте программы по развитию гибкости в анализе ситуации с проективными кейсами по бизнес-ситуациям в вашей компании.

«Развивайте у управленцев мета-навыки.Наших руководителей мы обучаем системному стратегическому и процессному менеджменту, управлению опытом компании и мета-компетенциям. К ним мы относим скорость и качество принятия решений, адаптивность, готовность к изменениям, инициативу, готовность к риску, креативность, инновационность. Развиваем личностную осознанность, определяем личностные психотипы, анализируем командный профиль, делаем выводы о дефицитах команды и инструментах, чтобы их компенсировать. Инвестиции окупаются качеством взаимодействия между людьми, снижением уровня трансакционных издержек, а также опорой в принятии решений на сильные стороны каждого в команде».
Ирина Гусакова, директор по персоналу сети магазинов «Улыбка радуги»
Внедрять резкие изменения без сопротивления команды

Чтобы бизнес пережил кризис, научите управленцев грамотно внедрять резкие изменения. Для этого организуйте для своих руководителей курсы с основными принципами внедрения нововведений: как анализировать бизнес-ситуации, в каком виде презентовать идеи, как вовлекать участников, работать с сопротивлением и делиться новостями о проекте. Без этих навыков любые изменения рискуют быть ошибочным и вызвать сопротивление и неприятие у персонала.
Принимать взвешенные решения по методике ТРИЗ

Чтобы не пробуксовывать важные бизнес-процессы, научите управленцев принципам эффективного принятия сложных решений. Для этого включите в курс по тренировке навыка принятия решений технологию решения изобретательских задач — ТРИЗ. Она позволяет найти нестандартные пути решения сложных ситуаций и повысить эффективность мышления в десятки раз.

Без тренировок по ТРИЗ руководители пытаются найти более правильную сторону из двух или компромисс, при котором противоречивые требования будут оптимально сочетаться, но это не всегда возможно.

Начинайте с абстрактных задач, они встряхнут руководителей от заевшей рутины. И только потом — переходите к проективным.

Абстрактные задачи для развития ТРИЗ-мышления у управленцев

Пример управленческой задачи по ТРИЗ:

Управленца просят выбрать двух сотрудников на сокращение. При этом команда и так перегружена задачами уже уволенных коллег. То есть одновременно нужно сократить и сохранить команду — это противоречие. Решение по ТРИЗ — сохранить и сократить одновременно. То есть вывести одного сотрудника на частичную занятость, а задачи второго плюс те, от которых устали оставшиеся, вывести на аутсорс. Так руководитель и сохраняет команду, и экономит бюджет.
Проявлять эмоциональный интеллект

Чтобы руководитель не только эффективно решал возникшие ситуации, но и предотвращал нежелательные, развивайте у них эмоциональный интеллект. Именно сейчас, когда подчиненные и коллеги находятся в стрессе, важно вовремя обнаружить проблемы у сотрудника и оказать ему первую помощь на своем уровне. Для этого проводите обучающие курсы для управленцев и хотя бы раз в квартал — еще и командообразующие мероприятия, можно и виртуальные. Так руководители лучше узнают подчиненных.
«Прокачивайте у руководителей цифровые компетенции и тягу к трендам.
Обучайте руководителей информационным технологиям, которые активно входят в нашу жизнь. Невозможно грамотно регулировать процессы в организации без знаний специфики работы в новой среде и подготовки к работе с новыми высокотехнологическими процессами. Приучайте управленцев следить за тенденциями. Также развивайте у руководителей гибкость, многозадачность, принятие решений в условии неопределенности, управление изменениями и критическое мышление».
Елена Гурьева, директор по персоналу компании «Курорт Доброград»
Решать конфликты

Чтобы снизить накал отношений в коллективе, научите руководителей тактично устранять конфликты между подчиненными, коллегами и партнерами.

Опыт компании
Кроме обязательных курсов для руководителей, компания «ВТМ дорпроект» проводит и необязательные, от которых начальники вправе отказаться. Например, курсы о программе развития бренда и важности имиджа работодателя. Руководителей учат презентовать компанию на внешних мероприятиях, создавать привлекательный личный бренд, выстраивать долгосрочные дружеские отношения с деловыми партнерами. Кейсом поделилась директор по персоналу компании Гюзелия Аюпова.

Чтобы исключить трату оплаченного компанией времени на выяснение отношений, включите в программу развития руководителей курсы по работе с конфликтами.

Если будете развивать у ваших руководителей навыки из статьи, они выведут компанию к успеху из любых трудностей.
Какие навыки вы развиваете у руководителей?
Хотите получить консультацию?
Напишите нам и мы постараемся вам помочь
Made on
Tilda