Журнал «Директор по персоналу», №9 Сентябрь 2022

Коучинг для руководителя
Шесть типов начальников, которые не умеют руководить. Как работать с тиранами, экспериментаторами и жертвами
Александр Высоцкий
руководитель компании Visotsky Consulting
Из этой статьи вы узнаете:

— самые ужасные типы руководителей, из-за ошибок которых результаты работы сводятся к нулю, сотрудники не могут проявлять творческие качества, а компания останавливается в развитии
— практические кейсы, как директорам по персоналу общаться с каждым из типов
Все типы начальников, о которых я рассказал в статье, не владеют фундаментальными инструментами руководителя: не умеют планировать, проводить совещания, оценивать сотрудников. Самым ужасным я считаю «невидимку», ведь он не общается с людьми, не контролирует планы и не добивается выполнения задач, потому эффективность его команды всегда низкая. Как подстроиться под сложный стиль руководства, рассказываю в статье.
Тип № 1. Тиран

Человек, для которого не существует никакого другого мнения кроме собственного. Он безапелляционно ставит задачи и добивается их выполнения самыми жесткими способами. Тиран не обращает внимания на окружающих и не учитывает мнение сотрудников.

Как общаться. Существует два варианта, как действовать, если работаете с начальником-тираном. Первый и самый простой — уйти в другую компанию. С тираном у руля вы не сможете привлекать в компанию классных кандидатов, повышать вовлеченность команды и поддерживать стандарты. Второй вариант — смириться с тем, что будете выполнять все задачи как робот, без огонька. От вас будут ждать исключительно железной дисциплины и подчинения лидеру.
«У доминирующего руководителя сильна нарциссическая составляющая. HR должен уметь говорить такому человеку комплименты, смотреть в глаза, но при этом показывать и свою доминантность, чтобы лидер его уважал. Надо заслужить репутацию достойного собеседника, советника и оппонента.».
Ольга Григорьева, психотерапевт, бизнес-тренер, психолог
Тип № 2. «Я все сделаю сам»

Обычно такой руководитель — добряк, но компетентный специалист. Ему нравится демонстрировать свой профессионализм и компетентность. Главный минус: он не хочет и не умеет делегировать рабочие задачи. Такой типаж часто встречается в отделе продаж, где руководители закрывают сделки на большие суммы и улаживают ситуации с проблемными клиентами.

Как общаться. Единственный тип, который сможет легко ужиться с руководителем-добряком, — дисциплинированный подчиненный, который работает с 9 до 18 часов, не стремится к эффективности и высоким результатам, восхищается успехами руководителя. Чтобы настроить рабочий контакт с руководителем, нужно четко выполнять порученные задания и обязательно показывать результаты, так как руководитель постоянно держит руку на пульсе и отслеживает каждый шаг.
«Я бы предложила другой подход: отказаться от деления людей на типажи, ведь каждый из типов — очень сильное упрощение реальности. Например, энергичный руководитель, который с первого взгляда кажется тираном, может мотивировать команду на сверхрезультат, и его подчиненные растут в профессиональном плане быстрее рынка, а контролирующий перфекционист выпускает суперпродукт, рождающий гордость у команды. Рекомендую HR проанализировать сильные стороны руководителя, определить, какое у него ключевое ожидание от подчиненных и как это можно реализовать в работе.».
Марина Миронова, директор по персоналу компании «ВЕЛЕС Капитал»
Тип № 3. Жертва

Руководитель-жертва все время жалуется: люди не те, никто не хочет работать, невозможно найти специалистов; а те, кого берешь, портятся, становятся избалованными. Его подчиненные всегда недостаточно хорошие, творческие и производительные. Такой человек не любит ответственности, ищет проблемы не в себе, а в подчиненных и во внешних обстоятельствах.

Как общаться. Все жалобы руководителя-жертвы — лишь оправдание его собственной некомпетентности. Существует два варианта, как выстроить с ним плодотворное сотрудничество. Первый — объяснить, что эффективность команды и результаты вырастут, если ставить цели, заниматься планированием, контролировать и воодушевлять. Но «негативщик» вряд ли воспримет эту информацию. Второй вариант — не принимать близко к сердцу слова лидера, не поддаваться на негатив, а спокойно и планомерно делать свое дело. А еще именно вам придется и демонстрировать результаты, и хвалить сотрудников.
Тип № 4. Микроменеджер

Такие руководители разжевывают каждую задачу и дают микрозадачи своим подчиненным. Постоянно «дышат в затылок», чтобы узнать, кто чем занят. Но микроменеджеры не умеют управлять. Они излишне контролируют сотрудников.

Как общаться. Микроменеджеры не справляются с большими командами, ведь контролировать таким образом даже пятерых сотрудников невозможно. Если вы творческий человек, не готовы к постоянному контролю и разбору каждого действия — бегите от микроменеджера. Сработаться с ним получится, если готовы трудиться под постоянным давлением. Если вы больше исполнитель, чем лидер и креативщик, то команда сложится.
Тип № 5. Демократ

Демократ считает, что компания — это дружная семья, а все решения должны приниматься коллегиально. Каждый голос должен быть услышан, каждая идея — обсуждена. В такой команде здоровая эмоциональная обстановка, но при этом проблемы с результатом. Умелый руководитель должен удерживать баланс между творчеством и сотрудничеством.

Как общаться. Если у вас много идей, то в целом вам будет комфортно с таким руководителем. Но тогда вы должны самостоятельно брать на себя ответственность за воплощение идей. Из плюсов: вас никто не будет контролировать, подгонять и помогать. Все свои решения придется продумывать и внедрять самостоятельно. Из минусов: вы не получите помощи, когда она будет нужна, ведь руководитель-демократ постоянно на совещаниях и мозговых штурмах.
Тип № 6. «Невидимка»

Самый ужасный тип. «Невидимка» думает, что инструкции и компьютерные программы будут руководить людьми за него. То есть если у сотрудников есть должности, должностные инструкции и они получают зарплату, то этого достаточно и его вмешательство не требуется.

Как общаться. Если вы — инициативный специалист, то какое-то время дела будут идти хорошо. «Самоходные» сотрудники действительно есть в каждой компании, и они будут работать даже при отсутствии руководства. В симбиозе с руководителем-«невидимкой» вам нужно взять ответственность на себя, иначе в компании начнется хаос. Лучший альянс в данном случае — лидер и HR-бизнес-партнер, который знает суть бизнеса и может управлять людьми. Но в какой-то момент вы начнете задумываться об открытии собственного бизнеса, так как, по сути, выполняете роль лидера.

Какими качествами нужно обладать HR-у, чтобы найти общий язык с каждым из типов руководителей




© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на https://kd.action360.ru
Дата копирования: 06.10.2023
Хотите получить консультацию?
Напишите нам и мы постараемся вам помочь
Made on
Tilda