Журнал «Директор по персоналу», №7 Июль 2022

Организация работы
Новая концепция — HR-Zero. Поможет оптимизировать численность HR-службы за счет цифровизации и руководителей других отделов
Марина Миронова
директор по персоналу компании «ИК ВЕЛЕС Капитал»
Из этой статьи вы узнаете:

— Какие маркеры определят недостаток или избыток специалистов по персоналу
— Как интегрировать линейных руководителей в систему управления персоналом
— Какие причины сделают невозможным внедрение HR-Zero в компании
— Какие процессы важно автоматизировать в работе HR-служб в первую очередь.
В статье рассказала, как с помощью новой концепции HR-Zero оптимизировать работу службы персонала, перераспределив HR-функции на линейных управленцев. В структуре службы по управлению персоналом часто встречается одна проблема: или людей недостаточно, а те, что есть — перегружены, или людей слишком много. В первом случае с сотрудников нужно снять часть задач, но так, чтобы не увеличивать штат. Во втором — отказаться от тех, кто выполняет одну-две задачи и перераспределить их дела, но так, чтобы не увеличить нагрузку других HR-ов. Новый тренд поможет решить эти проблемы за счет руководителей других отделов. В статье рассказываю, как это сделать.
В чем заключается принцип HR-Zero

Это новая концепция организации HR-процессов в компании, при котором HR-специалисты внедряют изменения руками руководителей. Задача принципа — максимально автоматизировать рутинные HR-процессы, а часть функций специалистов по управлению персоналом передать линейным руководителям. Например, адаптацию, развитие, обучение.
Маркеры недостатка или переизбытка HR-ов в компании

Прежде чем внедрять новую систему HR-Zero в компании, убедитесь, что проблема существует. Для этого нужно провести диагностику. На то, что с загрузкой сотрудников что-то не так, укажут четыре маркера.
Анализ проблем загрузки HR-подразделения.

После того, как проблему зафиксировали, нужно выяснить ее причины: избыток ручного рутинного труда, дефицит или профицит бюджета, дороговизна процессов или управленческие ошибки. Если установить источник проблемы, станет понятно, что менять. Ниже способы, как проанализировать проблемы.
Пример

В компании много ручного труда. В этом случае часть процессов можно автоматизировать или отказаться от них. Как вариант — перераспределить задачи между HR и линейными руководителями, научить сотрудников пользоваться HR-сервисами без вовлечения сотрудника по управлению персоналом.
Оценить процессы. Нужно выяснить, на каких направлениях HR занято больше всего людей и где объем работы растет. После этого необходимо нормировать типовые рабочие функции. К примеру, посчитать фактическое время выполнения работ в кадровом администрировании: прием, увольнение, отпуска. Также можно посчитать трудозатраты и сроки закрытия отдельно массовых вакансий, управленческого персонала и узких специалистов.
Сложнее всего будет нормировать работу по повышению лояльности и вовлеченности, а также функции развития внутренних коммуникаций. Хотя и здесь существуют типичные рабочие операции, от периодичности и качества которых зависит конечный результат. Уже на этапе оценки вы поймете, какие из задач можно поручить руководителям подразделений. Например, сопровождение на этапе адаптации, оценочные интервью, оценку настроений в коллективе.

Посчитать стоимость процессов. Посчитать, сколько стоит большинство HR-функций, достаточно просто. Нужно учесть затраты на оплату труда, техническое обслуживание и сопровождение, услуги внешних подрядчиков, иногда аренду и связь. К примеру, в рекрутинге штатный исполнитель обходится дешевле, чем работа с кадровыми агентствами. Это касается также процессов обучения, кадрового администрирования, особенно в крупных компаниях. Если понимать стоимость каждого процесса, будет проще принимать взвешенные решения, как лучше автоматизировать стандартные операции и какие задачи выгоднее для бюджета компании отдать на аутсорсинг.
Пример

В небольших организациях — до 100 человек — один специалист по персоналу совмещает несколько функций. Таким образом, его зарплата делится на несколько функциональных блоков, где каждый также значительно дешевле, чем внешний провайдер.
Какие HR-функции сложно оцифровать

Роль сильного специалиста по персоналу не в том, что он умеет издать приказ на прием или организовать обучение. HR-ы выстраивают коммуникацию между людьми с разными интересами и характерами, а также между компанией и сотрудниками, сближая их ценности. Эту функцию трудно закрыть информационным чат-ботом.

Оценить возможность автоматизировать функции. В идеале в компании нужно автоматизировать все типовые повторяющиеся задачи, чтобы добиться качества и скорости процессов. Но с точки зрения оптимизации затрат нужно провести дополнительный анализ, ведь, помимо программ, компании придется вложиться в установку, тестирование и доработку систем. А в дальнейшем оплачивать обновления и лицензии. При этом рабочий час IT-специалистов дороже рабочего часа HR-ов. К тому же не все функции возможно оцифровать.

Что можно автоматизировать в работе HR-служб

Скачайте таблицу целиком



Сравнить компанию с другими игроками на рынке. Есть готовые бенчмарки по количеству специалистов по персоналу на определенную численность компании и на разные функциональные блоки. Но чаще они про типичные функции, где есть точный ориентир: один кадровик на 150 человек или один рекрутер на 15 вакансий в месяц. Этот подход можно использовать, но как дополнительный, ведь есть понятие отраслевой специфики компании, различается уровень автоматизации и текучести персонала.
Пример

У нас оптимальное количество сотрудников в службе персонала предполагает, что 1 специалист отдела кадров обслуживает 150–160 сотрудников, рассказывает Елена Гурьева, директор по персоналу «Курорта Доброград». При этом количество HR-ов определяют не по количеству сотрудников в штате, а по открытым и планируемым вакансиям. Важно учитывать уникальность подбора и его сложность. Таким образом, ориентируемся на загруженность сотрудников. Если специалист ведет сложные вакансии, то в месяц у него в работе может быть до 8 вакансий, если занимается линейными позициями, то количество вакансий может вырасти до 25 в месяц.
Перераспределение функций HR-ов на линейных руководителей

Разделите сферы HR-влияния руководителей и специалистов по персоналу, оставив службе персонала только сервисную функцию.

Екатерина Проценко,
генеральный менеджер отеля «SkyPoint» Шереметьево:


Управленцы должны быть способны подхватить HR-функцию
В наших отелях работает один кадровик, на котором лежит 90 процентов делопроизводства, и руководитель HR-департамента. Он занимается подбором персонала, внутренними вопросами, обучением сотрудников. При этом я не боюсь, что задачи провиснут, если кто-то уйдет. В случае чего я временно перенаправлю функции на руководителей департаментов подразделений. Уборщиц будет искать руководитель службы housekeeping. Официантов, посудомойщиц и поваров станет подбирать шеф-повар и руководитель ресторана. У меня есть руководители департаментов, которым можно делегировать подбор и другие вопросы управления персоналом.

Автоматизируйте HR-процессы. Большинство функций можно автоматизировать, например, учет, подбор, адаптацию, аналитику и обучение. Передать их на аутсорсинг выгодно в тех компаниях, где подобная автоматизация уже настроена и текущие операции по сопровождению кадровых функций обойдутся дешевле, чем собственная автоматизация.
Если оставить службе персонала только решение стратегических вопросов по работе с людьми, экспертизу по управлению персоналом, методологическую помощь руководителям и сервис по настройке и обновлению автоматизированных процессов, получится сократить численность подразделения, оставив HR-ам только координацию процессов.

Распределите работу HR-ов на руководителей. Переключить фокус внимания руководителя на людей получится, если оградить управленца от технической HR-рутины за счет автоматизации. Например, первичный отсев по тестам кандидатов можно проводить с настроенным алгоритмом поиска и чат-ботов.
В рамках адаптации нужно дать возможность начальнику сверяться с чек-листом по процедуре. А система обучения онлайн позволит назначать и контролировать прохождение курсов, пульс-опросы будут автоматически опрашивать сотрудников и предоставлять руководителю обобщенную картину настроений в коллективе. Хорошо работает система личных кабинетов сотрудников — люди научатся проявлять больше самостоятельности и искать ответы на свои кадровые запросы.
Риски и ограничения тренда

Как у любой технологии, у тренда HR-Zero есть особенности, которые могут тормозить процесс.

Ограничение 1. Подбор уникальных специалистов. Автоматический поиск и первичный отбор лучше работает на массовых специальностях. При поиске же уникальных специалистов он может не дать нужного результата. В этом случае нужен индивидуальный подход и взаимодействие с претендентами. Это ручная работа, которая требует временных и человеческих затрат.

Ограничение 2. Отказ руководителей от дополнительных обязанностей. Еще одна причина, по которой в компании сложно перейти на HR-Zero — линейные руководители не готовы взять на себя HR-функции. В результате функции управления персоналом провисают, и это приводит к конфликтам, текучести, падению уровня компетенций в команде. Именно поэтому, прежде чем внедрять в компании новые тренды, такие как HR-Zero, необходимо проанализировать все HR-процессы и учесть специфику именно вашей компании.
© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на https://kd.action360.ru
Дата копирования: 06.10.2023
Хотите получить консультацию?
Напишите нам и мы постараемся вам помочь
Made on
Tilda