Чем руководствуемся?
Работа со звездами для нас – это работа с личностями, яркими, сильными и неординарными. Она в значительной степени субъективна в том смысле, что сотрудник в этих взаимоотношениях не объект воздействия, а активный субъект. Вы не управляете его работой, а вместе с ним обсуждаете возможности с учетом его видения ситуации.
Работа с каждым таким сотрудником сугубо индивидуальна. Но при этом она базируется на общих принципах, которые служат опорой для мотивации всех сотрудников компании и в то же время отражают особенности мотивации ключевого персонала.
Принцип 1 – заработная плата выше средних значений по рынку. Этот принцип любой сотрудник (в частности звезда) воспринимает как определенный показатель признания его заслуг. Уровень заработной платы определяется на основе регулярного мониторинга рынка труда и в случае необходимости пересматривается. И если для всей компании мы придерживаемся принципа – средний показатель по рынку, то для значимых людей это может быть зарплата до 50 процентов выше среднерыночного уровня по данной специальности.
Принцип 2 – премирование за заслуги перед компанией. Этот принцип применим в основном именно к звездам, так как именно они способны нестандартно взглянуть на ситуации.
Принцип 3 – постановка амбициозных целей. При этом цели для тех, кто доказал свою значимость, отличаются не только низкой структурированностью, но и высокой амбициозностью. Таким людям не очень интересно «поддерживать текущий уровень сервиса», для них гораздо важнее задачи типа: «подумайте, что мы могли бы сделать в этой (ранее не освоенной нами) области».
Принцип 4 – информационная открытость, именно свободная циркуляция информации внутри компании позволяет избавиться от распространения слухов, обособления подразделений, порождает синергию во взаимодействии между сотрудниками. У ключевых специалистов всегда есть возможность контакта с первыми лицами компании, чтобы получить более детальную информацию из первых рук, которая чаще не только более детальная, но и менее «причесанная». Это позволяет поддерживать доверие ключевых сотрудников к компании и первым лицам.
Принцип 5 – наличие поводов для совместной работы. Общение не с исполнителями, а с коллегами из других областей деятельности, людьми, которые также кипят идеями и способны предложить нестандартный вариант решения – очень мощный эмоциональный стимул для звездных сотрудников.
Принцип 6 – регулярный мониторинг настроений и ожиданий. Делать это лучше всего в процессе систематических личных бесед руководителя с ценными специалистами. При этом мнение ключевых сотрудников выслушивается именно в индивидуальном порядке, с регулярностью не реже раза в квартал, а преимущественно и чаще в связи с теми или иными планами руководства.
Принцип 7 – сочетание методов воздействия на эмоции и традиционных способов управления. Опора на эмоции не предполагает отказа от основных составляющих управления: постановки задач, делегирования, контроля и других методов. Но мы осознаем, что не они являются ключевыми в мотивировании наиболее ценных кадров. Очень многие звезды критично настроены в отношении стандартных методов управления, их решения нестандартных задач не укладываются в традиционные сроки, а формы представления результатов являются абсолютно второстепенным показателем по отношению к содержанию решения.
Принцип 8 – отсутствие мотивации страхом. Нельзя стимулировать наказанием, так как будет обратный эффект и снижение творческой активности. Ключевые сотрудники гораздо меньше держатся за деньги и место, для них гораздо важнее уважительное отношение. А давление с позиции силы – это первый признак неуважения. В результате вы можете потерять нужного сотрудника: даже в самые сложные моменты действительно ценные специалисты находят работу в очень короткие сроки.